Сталинградская битва
Победоносный Сталинград: обзор литературы
2 февраля – День воинской славы России — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943).
Битва на Волге началась 17 июля 1942 года и закончилась 2 февраля 1943 года капитуляцией остатков 6-й армии вермахта под командованием генерал-полковника Ф. Паулюса.
Сталинградская битва стала поворотным моментом в Отечественной войне.
Потому дано нам счастье жить,
Строить дом, ровнять дорожку сада,
Что землей умели дорожить
Русские в окопах Сталинграда.
Л. Стефанова,
Сталинградской битве посвящено множество повестей, рассказов, очерков, романов, воспоминаний. Первое слово о битве на Волге сказали писатели участвовавшие в этом событии. Среди них:
Бондарев Юрий “Горячий снег”
Юрий Бондарев – участник Великой Отечественной, под Сталинградом он был командиром миномётного расчета.
Сражение, описанное в романе “Горячий снег”, решило исход всей Сталинградской битвы. Писатель описывает один день из жизни батареи лейтенанта Дроздовского, бьющей по фашистским танкам на подступах к Сталинграду зимой 1942 года. он не только показывает страшные танковые сражения, но и знакомит читателей с личными историями героев.
Для автора важно показать не столько войну, сколько человека на войне, с его слабостями, заблуждениями, с его силой воли, отчаянным героизмом (делай что должно – и будь что будет) и умением взять на себя ответственность за поступки. Ни грамма пафоса, ни грамма фальши, ни грамма лжи…
“Венок славы”. Том 4 “Сталинградская битва”
“Венок славы” – 12-томная антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. Главная задача, которую ставили перед собой составители – собрать вместе лучшие произведения о войне: публицистику, военную поэзию, лучшие рассказы и отрывки из романов и повестей.
В 4-м томе, посвящённом битве на Волге, собрано более 100 художественных и публицистических произведений. Среди авторов сборника – Леонид Соболев, Константин Симонов, Александр Прокофьев, Василий Гроссман, Илья Эренбург, Борис Полевой, Семён Гудзенко, Михаил Кульчицкий, Ольга Берггольц, Роберт Рождественский.
Гроссман Василий “За правое дело” и “Жизнь и судьба”
Василий Гроссман в годы войны был корреспондентом газеты “Красная звезда”, побывал практически на всех фронтах, в том числе и в Сталинграде во время сражения за этот город. На мемориале Мамаева кургана выбиты слова из его очерка «Направление главного удара»: «Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?».
Сталинградской битве посвящена дилогия В. Гроссмана: “За правое дело” и “Жизнь и судьба”. Эти романы – ошеломляющие книги, которые не щадят читателя, показывая ужасы войны, концлагерей и непростой тыловой жизни.
Но это книги не о войне в чистом виде и даже не о политической обстановке: они о людях, которые, несмотря ни на что, продолжают радоваться жизни, петь весёлые песни, лечить раненых, пить чай в хорошей компании под приятную беседу, учить детей и наблюдать за красотами природы, совершать научные открытия и просто философствовать в тишине ночи… Люди во время войны продолжают любить своих родных, близких, друзей, а ещё они продолжают влюбляться…
Романы написаны очень просто: как будто сидят рядом люди и рассказывают об увиденном, пережитом. Перед глазами калейдоскоп лиц, калейдоскоп судеб и ничего лишнего – только жизнь.
Некрасов Виктор “В окопах Сталинграда”
Повесть бывшего капитана-сапёра напечатали в 1946 году в журнале “Знамя” и долго ругали. Говорили, что автор видит войну “не дальше бруствера” и принижает подвиг народа.
Повесть рассказывает о буднях обычных солдат и офицеров, ведущих свою локальную войну на небольшом участке фронта: о спокойных и сосредоточенных сапёрах, о бесстрашных и дерзких разведчиках, об усталых, но не выпускающих из рук автомат и лопату пехотинцах.
Война в изображении автора – это совсем не романтично. Война – это слёзы, боль, кровь, ежедневные потери. Война – это отсутствие выбора. В этой повести всё просто и по-честному.
“На войне узнаешь людей по-настоящему. Она — как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный. Валега вот читает по складам, в делении путается, не знает, сколько семью восемь, и спроси его, что такое социализм или родина, он, ей-богу ж, толком не объяснит: слишком для него трудно определяемые словами понятия. Но за эту родину — за меня, за товарищей своих по полку, за свою покосившуюся хибарку где-то на Алтае — он будет драться до последнего патрона. А кончатся патроны — кулаками, зубами… вот это и есть русский человек.”
Пикуль Валентин «Барбаросса»
Роман-размышление «Барбаросса». Последний, так и не законченный роман В. Пикуля, которому предстояло стать первым томом грандиозной дилогии о Великой Отечественной войне «Площадь Павших борцов».
Сталинградская эпопея под гениальным пером Пикуля предстаёт не просто подвигом, совершенным советскими воинами, но – «сплетением стратегии с политикой», событием, «влияние которого сказалось во всем мире».
Роман, позволяющий взглянуть с другой стороны на события того времени: на появление агрессивных планов фашистской Германии, на грубые просчёты советской политики, на судьбы людей того времени. В центре внимания автора — величайший подвиг людей на фронте и в тылу. Произведение наполнено глубочайшим смыслом и тяжестью военных лет.
Симонов Константин “Живые и мертвые», “Солдатами не рождаются”. «Дни и ночи».
Война сделала из поэта Симонова прозаика: из текстов военного корреспондента прорастала проза, а после войны возникла эпопея “Живые и мертвые”.
Константин Симонов – автор легендарного стихотворения “Жди меня”.
В романе «Живые и мёртвые» воплотились личные переживания и военные впечатления поэта. Первая часть трилогии полностью основана на дневниковых записях фронтовика.
“Солдатами не рождаются” – вторая книга трилогии “Живые и мёртвые” – рассказывает о последних днях обороны Сталинграда и операции «Уран». Читатели вновь встретятся со знакомыми героями первой книги трилогии: генералом Серпилиным, генералом Бойко, полковником Ильиным, капитаном Синцовым… Герои вымышлены, но у каждого есть реальные прототипы.
Константин Симонов признавался, что основное в его романе — это человек на войне. Со своими надеждами, влюблённостями, слабостями, амбициями, страхом, отчаянием и упрямой верой в победу.
В повести К. Симонова “Дни и ночи” рассказывается о мужестве и героизме советских солдат в битве под Сталинградом. «Тот, кто был здесь, никогда этого не забудет. Когда через много лет мы начнем вспоминать и наши уста произнесут слово “война”, то перед глазами встанет Сталинград, вспышки ракет и зарево пожарищ, в ушах снова возникнет тяжелый бесконечный грохот бомбежки. Мы почуем удушливый запах гари, услышим сухое громыхание перегоревшего кровельного железа». За эту повесть автору была присуждена Сталинская премия в 1946 году.